Профориентация старшеклассников
Важным и необходимым условием развития старшего школьника
является его самоопределение, как в сфере личностных возможностей, так и
профессиональное. Профессиональное самоопределение выступает как приобщение к
взрослой жизни, как процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора
профессии. Этот процесс определяется многими факторами и в то же время
индивидуальный. Особенно важным, можно сказать ключевым моментом, выступает
мотивация профессионального выбора старшего школьника.
Проблема мотивации профессионального выбора особенно актуальна и востребована обществом в наши дни, когда к личности старшего школьника предъявляются со стороны общества высокие требования, как к будущему специалисту, а профессиональное самоопределение - одна из целей пребывания школьника в стенах школы.
Подростковый период, как правило, рассматривается в качестве отправной точки в профессиональном становлении личности, хотя истоки определенных профессиональных предпочтений можно обнаружить в детстве. Однако такие примеры составляют скорее исключение, чем правило. Как отмечают многие исследователи, в младшем возрасте познавательные интересы детей неустойчивы, поверхностны и зависят по преимуществу от внешних факторов. По мере взросления, с постепенным усложнением мотивационной сферы интересы подростков начинают приобретать большую глубину и устойчивость, а отдельные из них принимают характер стойкого увлечения. Следовательно, именно в рассматриваемый нами возрастной период человек лучше всего готов к формированию определенной профессиональной направленности и сознательному выбору профессии.
Внутренняя мотивация профессионального выбора старшего
школьника определяется как воздействием внешней среды, так и внутренними
представлениями старшего школьника о себе. Обогащая представления
старшеклассника о себе, мы можем изменить (сделать более осознанной) мотивацию
профессионального выбора.